Чем отличается вариатор от автомата и что лучше

Фотография Чем отличается вариатор от автомата и что лучше

Коробка автомат и вариатор – в чем разница, что надежнее, как определить?

Благодаря развитию автопромышленности, вопрос что лучше – «механика» или «автомат» постепенно уходит в прошлое.

Конечно, механическая коробка передач всегда будет иметь своих сторонников, и в принципе существовать, но большинство современных автомобилей уже оснащены автоматической трансмиссией.

Установка на автомобиль автоматической системы изменения передаточных чисел не только освобождает водителя от необходимости выбора нужного режима (что особенно актуально для новичков).

Она делает движение автомобиля более плавным, защищает двигатель и другие агрегаты от резких рывков и критичных режимов, в которые его время от времени загоняют даже опытные и умелые водители.

В то же время, очень актуальным стал другой вопрос: какую трансмиссию выбрать, АКПП или вариатор.

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) представляет собой механизм, который переключает передачи без участия в этом процессе водителя. Большинство АКПП традиционно использовали для этого специальную гидромеханическую систему, где вместо педали сцепления и шестеренок используются соответственно гидротрансформатор и редуктор.

В отличие от АКПП, вариатор вообще (если говорить научным языком) не является коробкой передач – это устройство называется бесступенчатой трансмиссией, поскольку если при движении автомобиля с АКПП система сама выбирает, включает и выключает определенные передачи, то в вариаторе их вообще нет.

По своему строению, вариатор представляет собой два металлических конуса (их называют конусными шкивами), которые соединены металлическим ремнем. В зависимости от того, насколько эти два конуса удалены друг от друга, ремень движется по меньшему или большему радиусу, что влияет на скорость движения и тягу автомобиля. Выбор расстояния между шкивами осуществляет электронный (компьютерный) блок управления, который сам подбирает наиболее оптимальный вариант.

Таким образом, оба этих механизма являются автоматическими, но «коробкой передач» является только традиционная (гидромеханическая) или современная (роботизированная) АКПП. Вариатор же считается еще более современным, но уже достаточно распространенным устройством бесступенчатой трансмиссии.

По поводу того, что лучше – вариатор или АКПП ведется немало споров.

Главными аргументами сторонников автоматической коробки передач являются:

  1. «Изученность» коробки автомата. В практически неизменном виде она используется в автомобилях уже не один десяток лет, и любой автомеханик хотя бы примерно понимает как ее чинить.
  2. Недорогой ремонт АКПП. Хотя сам по себе механизм весьма дорогостоящий, возможность использования дешевых деталей, а так же возможность починки самостоятельно или на обычной СТО, существенно снижает расходы на ремонт.
  3. Долговечность. При хорошем уходе (главной составляющей которого является замена масла) коробка автомат может «прожить» 200, а то и 300 тысяч километров, после чего скорее всего весь автомобиль придет в негодность или по крайней мере полностью устареет.
  4. Неприхотливость АКПП. Та же замена масла может проводится путем частичного слива и долива масел, да и сами масла в АКПП не обязательно должны быть оригинальными, вполне по силам найти дешевый, но совместимый с данной коробкой вариант.

В то же время, свои преимущества имеют и автомобили с вариатором:

  1. Плавность движения. Если АКПП имеют 4, 5 или 6 передач, то у вариатора таких режимов – тысячи. Соответственно, вариатор подстраивает передаточное число под оптимальное как при разгоне, так и при движении по городу и по трассе. Соответственно, никаких рывков при езде владельцы вариаторов даже не почувствуют;
  2. Экономия топлива. Благодаря оптимальному подбору режима, вариатор имеет очень высокий КПД, разница в расходе топлива между АКПП и вариатором может достигать 10% в пользу последнего.
  3. Больший пробег двигателя до ремонта. Оптимальный режим работы, опять же, помогает сохранить двигатель в порядке, без таких негативных явлений, как перегрев или езда «в натяг».
  4. В то же время, вариатор отличается намного более дорогим ремонтом (чаще всего за эту работу берутся только официальные сервисные центры), необходимость замены ремня через каждые 100-150 тысяч километров. Кроме того, вариатор полностью управляется компьютерной системой, и в случае ее сбоя так же придется обращаться к «официалам» за дорогостоящим ремонтом.

В связи с этим, б/у автомобили рекомендуется брать именно с АКПП, поскольку это снизит риск потерять деньги в случае поломке в трансмиссии, а вот новые автомобили все таки предпочтительные выбирать с вариаторной трансмиссией, поскольку она намного экономичнее и комфортнее для водителя.