Что такое рейтинговое голосование?

Содержание статьи:
Рейтинговое голосование – что это такое?
Существует несколько систем голосования, которые используются на онлайн-площадках, а также и в более серьезных мероприятиях, например, при выборе президента России.
Более привычной системой голосования является так называемая количественная – когда победитель определяется путем выбора того, за кого проголосовал наибольший процент участников (более половины или же, если планка в 50% отсутствует, то просто большая часть).
Однако более эффективной системой является рейтинговая. Ее отличие в том, что кандидаты при голосовании не просто оцениваются по количеству отданных за них голосов. Каждый голосующий еще и указывает, на какое место бы поставил каждого из кандидатов: первое, второе и так далее.
Схема рейтингового голосования
В основе рейтингового голосования, как становится ясно из названия, лежит сам по себе рейтинг. Рейтинги могут выглядеть подобным образом (проводилось голосование с участием кандидатов A, B, C, D):
- B;
- A;
- C;
- D.
Это чисто рейтинговое голосование, где по итогам мероприятия определяется только позиция кандидата в общем рейтинге. Такой тип используется, например, если проводится опрос среди потребителей, какой продукт из представленных им нравится больше всего. Но зачастую по итогам рейтингового голосования отображаются еще и проценты (от общего числа проголосовавших):
- B – 25%;
- A – 25%;
- C – 40%;
- D – 10%.
Как видно из данного рейтинга, кандидат C получил в целом больше голосов, чем кандидаты A и B – 40%, в то время как они удостоились лишь 25% каждый. Если бы проводилось количественное голосование, C оказалась бы на первой позиции.
Однако при сборе голосов по системе рейтинга участника не просто просят отметить наиболее подходящего кандидата, но и требуют проставить их в порядке убывания. Вот как примерно может выглядеть бюллетень, заполненный по системе рейтинга:
- A – 2;
- B – 1;
- C – 3;
- D – 4.
Как проводится итоговый выбор кандидата путем рейтингового голосования
Выбор может строиться на разных дополнительных подсистемах. Например:
- Чтобы победить, кандидат обязан набрать более 50% голосов. Голосование проводится снова и снова до тех пор, пока не будет набран такой процент. В таком случае рейтинговая система позволяет отсечь тех кандидатов, которые были поставлены участниками на низшие позиции. Например, во втором туре кандидат D из приведенного выше примера выбывает, и борьба сохраняется только между вариантами A, B, C. Выбывание может проводиться до тех пор, пока не останется только 2 участника, после чего будет определен лучший, или же остановиться, например, когда на выбор осталось 3 позиции (тогда по итогам голосования будет установлено 1, 2 и 3 место).
- Нет необходимости набирать 50%. В таком случае голосование может проводиться всего в один тур. Независимо от набранных процентов, победителем становится тот кандидат, которого чаще всего ставили на первые позиции.
Пример первой схемы рейтингового голосования – это лонг-лист и шорт-лист в некоторых творческих конкурсах.
Жюри ставит всех участников в порядке убывания, где первый – самый достойный выигрыша, последний – самый не достойный. Затем рейтинги всех членов жюри сверяются и составляется единый, основанный на среднем арифметическом позиций каждого кандидата.
Из 100 участников выбирается 50 (лонг-лист), которые принимают участие в первой туре борьбы за приз. Затем вновь начинается установка рейтинга, и составляется уже шорт-лист (обычно 25 вариантов). Последний этап – голосование на выбор лучших кандидатов из шорт-листа.
Второй вариант применяется реже и в менее важных делах. Например, компания хочет определить направление дальнейшего развития и спрашивает у потребителей, какой товар они бы хотели в дальнейшем видеть в продаже. Здесь достаточно одного тура голосования, чтобы оценить, что понравится клиентам, а что выпускать в продажу не стоит.
Когда эффективно рейтинговое голосование
Наиболее эффективным рейтинговое голосование оказывается в тех ситуациях, когда голосующим приходится выбирать из нескольких похожих вариантов. Имеет смысл составлять рейтинг, если выбор сыграет важную роль. Простой пример: при выборе президента в «гонке» участвуют два демократа и коммунист.
В целом жители страны настроены таким образом: 60% – за демократию, 40% – за коммунизм. Однако из-за наличия сразу двух представителей-демократов 60% демократов могут разделиться на два потока, например, отдав 25% одному человеку и 35% – другому.
Получится, что кандидат-коммунист будет выбран 40% (так как у него нет конкурентов) и по итогам количественного голосования займет первое место. Конечно, это не устроит демократов, которых в стране большинство.
Чтобы такое не происходило, целесообразнее было бы учредить голосование с системой рейтинга. Тогда результаты будут таковы:
- демократ (35%);
- демократ (25%);
- коммунист (40%).
В итоге в качестве президента будет выбран демократ, что больше устроит население.