Что такое рейтинговое голосование?

Фотография Что такое рейтинговое голосование?

Рейтинговое голосование – что это такое?

Существует несколько систем голосования, которые используются на онлайн-площадках, а также и в более серьезных мероприятиях, например, при выборе президента России.

Более привычной системой голосования является так называемая количественная – когда победитель определяется путем выбора того, за кого проголосовал наибольший процент участников (более половины или же, если планка в 50% отсутствует, то просто большая часть).

Однако более эффективной системой является рейтинговая. Ее отличие в том, что кандидаты при голосовании не просто оцениваются по количеству отданных за них голосов. Каждый голосующий еще и указывает, на какое место бы поставил каждого из кандидатов: первое, второе и так далее.

Схема рейтингового голосования

В основе рейтингового голосования, как становится ясно из названия, лежит сам по себе рейтинг. Рейтинги могут выглядеть подобным образом (проводилось голосование с участием кандидатов A, B, C, D):

  • B;
  • A;
  • C;
  • D.

Это чисто рейтинговое голосование, где по итогам мероприятия определяется только позиция кандидата в общем рейтинге. Такой тип используется, например, если проводится опрос среди потребителей, какой продукт из представленных им нравится больше всего. Но зачастую по итогам рейтингового голосования отображаются еще и проценты (от общего числа проголосовавших):

  1. B – 25%;
  2. A – 25%;
  3. C – 40%;
  4. D – 10%.

Как видно из данного рейтинга, кандидат C получил в целом больше голосов, чем кандидаты A и B – 40%, в то время как они удостоились лишь 25% каждый. Если бы проводилось количественное голосование, C оказалась бы на первой позиции.

Однако при сборе голосов по системе рейтинга участника не просто просят отметить наиболее подходящего кандидата, но и требуют проставить их в порядке убывания. Вот как примерно может выглядеть бюллетень, заполненный по системе рейтинга:

  • A – 2;
  • B – 1;
  • C – 3;
  • D – 4.

Как проводится итоговый выбор кандидата путем рейтингового голосования

Выбор может строиться на разных дополнительных подсистемах. Например:

  • Чтобы победить, кандидат обязан набрать более 50% голосов. Голосование проводится снова и снова до тех пор, пока не будет набран такой процент. В таком случае рейтинговая система позволяет отсечь тех кандидатов, которые были поставлены участниками на низшие позиции. Например, во втором туре кандидат D из приведенного выше примера выбывает, и борьба сохраняется только между вариантами A, B, C. Выбывание может проводиться до тех пор, пока не останется только 2 участника, после чего будет определен лучший, или же остановиться, например, когда на выбор осталось 3 позиции (тогда по итогам голосования будет установлено 1, 2 и 3 место).
  • Нет необходимости набирать 50%. В таком случае голосование может проводиться всего в один тур. Независимо от набранных процентов, победителем становится тот кандидат, которого чаще всего ставили на первые позиции.

Пример первой схемы рейтингового голосования – это лонг-лист и шорт-лист в некоторых творческих конкурсах.

Жюри ставит всех участников в порядке убывания, где первый – самый достойный выигрыша, последний – самый не достойный. Затем рейтинги всех членов жюри сверяются и составляется единый, основанный на среднем арифметическом позиций каждого кандидата.

Из 100 участников выбирается 50 (лонг-лист), которые принимают участие в первой туре борьбы за приз. Затем вновь начинается установка рейтинга, и составляется уже шорт-лист (обычно 25 вариантов). Последний этап – голосование на выбор лучших кандидатов из шорт-листа.

Второй вариант применяется реже и в менее важных делах. Например, компания хочет определить направление дальнейшего развития и спрашивает у потребителей, какой товар они бы хотели в дальнейшем видеть в продаже. Здесь достаточно одного тура голосования, чтобы оценить, что понравится клиентам, а что выпускать в продажу не стоит.

Когда эффективно рейтинговое голосование

Наиболее эффективным рейтинговое голосование оказывается в тех ситуациях, когда голосующим приходится выбирать из нескольких похожих вариантов. Имеет смысл составлять рейтинг, если выбор сыграет важную роль. Простой пример: при выборе президента в «гонке» участвуют два демократа и коммунист.

В целом жители страны настроены таким образом: 60% – за демократию, 40% – за коммунизм. Однако из-за наличия сразу двух представителей-демократов 60% демократов могут разделиться на два потока, например, отдав 25% одному человеку и 35% – другому.

Получится, что кандидат-коммунист будет выбран 40% (так как у него нет конкурентов) и по итогам количественного голосования займет первое место. Конечно, это не устроит демократов, которых в стране большинство.

Чтобы такое не происходило, целесообразнее было бы учредить голосование с системой рейтинга. Тогда результаты будут таковы:

  • демократ (35%);
  • демократ (25%);
  • коммунист (40%).

В итоге в качестве президента будет выбран демократ, что больше устроит население.