Как правильно держать ручку при письме

фото Как правильно держать ручку при письме

Правильное использование ручки во время письма

Хоть в современном мире и правит бал компьютерная техника, с помощью которой, в частности, сегодня набирают текст различных писем и документов подавляющее число людей, однако не стоит забывать и о традиционном способе письма.

Особенно, если речь идёт о ребёнке. Ведь в детском возрасте закладывается фундамент поведенческих привычек на всю жизнь.

Так что, если с детских лет не объяснить ребёнку как правильно держать ручку, то в более зрелом возрасте это может сказаться как на почерке, так и на внешнем виде: согласитесь, что бизнесмен или чиновник неуклюже, будто клешней, держащий ручку – не самое позитивное зрелище.

Общие правила

Лучше всего обучать малыша правильному захвату предметов вроде карандашей или ручек в увлекательной игровой форме. Экспериментальными образцами могут стать даже обычная погремушка или фигурки из пластилина, которые ребёнок лепит в качестве развлечения.

Игры с ними развивают мелкую моторику пальцев ребёнка, так что вы уже в процессе игры можете оценить правильность захвата.

Чем быстрее вы определите признаки неправильного хвата, тем больше времени у вас будет на исправление. Из характерных особенностей, по которым можно определить, что ваш ребёнок неправильно держит ручку, можно выделить следующие:

  • Особенности хвата. Зажим карандаша в кулаке, в щепоть, когда большой палец ниже указательного, а карандаш поддерживает указательный палец вместо среднего – признаки неправильного хвата;
  • Высота. Пальцы ребёнка должны располагаться не слишком низко к пишущему стержню ручки и не слишком высоко к её верхней части.
  • Нажим. Он не должен быть слишком слабым или чересчур жёстким. Кисть руки должна быть расслабленной и не напрягаться во время письма.

Прежде всего, потренируйте с ребёнком правильный захват ручки или карандаша. Для этого письменную принадлежность необходимо зафиксировать большим (сверху) и указательным (сбоку) пальцами на верхней фаланге среднего.

Захват должен отстоять от пишущей части на 1,5-2 см, а сам карандаш должен иметь наклон в сторону правого плеча. Следите за тем, чтобы указательный палец ребёнка был расслаблен. В противном случае кисть быстро устаёт. Также обратите внимание на экземпляр ручки, на котором собираетесь тренироваться. Она должна быть обычной и не длинной – до 15 см, а также не толстой, поскольку пальцы ребёнка гораздо меньше, чем у взрослого.

Упражнения для постановки правильного захвата

Сегодня есть достаточно много упражнений, с помощью которых можно закрепить на практике правильный захват письменной принадлежности, к примеру, следующие:

  1. Метод пинцета. Берём карандаш за кончик большим, указательным и средним пальцами. Упираем его в поверхность бумаги и затем позволяем пальцам плавно скользить вниз, занимая правильное положение, при котором сжатие карандаша будет не жёстким.
  2. Мелки. Разламываем цветные мелки на небольшие кусочки – до 5 см длиной, и даём рисовать ими ребёнку. Из-за того, что взять его в кулачок не получается, малыш будет вынужден брать его правильно – тремя пальцами.
  3. Использование насадок. Сегодня всё большую популярность приобретают специальные насадки на карандаши и ручки. Для повышенного интереса у ребёнка, их делают в виде ярких зверьков, рыбок, птиц. Благодаря тому, что они имеют особые отверстия для пальцев, взять их неправильно невозможно.
  4. Игры. Приобщайте ребёнка к играм, в которых используется мелкая моторика рук, к примеру, дартс. Дротики для дартса вполне схожи с корпусами карандаша или ручки, так что всё время, которое ребёнок проведёт за игрой дартс, повысит его навык правильного захвата письменных принадлежностей.

На что ещё обратить внимание?

При обучении ребёнка правильному захвату ручки, обращайте внимание на то, как он сидит за столом. Это также немаловажный момент, который может повлиять на его осанку и проблемы в будущем, вроде скалиоза. При оценке этого фактора следует обращать внимание на следующие особенности:

  • Положение тела. Ступни поставленных вместе ног должны всей поверхностью прилегать к полу, локти – лежать на столе, а расстояние между столом и грудной диафрагмой ребёнка – около 2 см.
  • Положение бумаги. Лист бумаги должен быть расположен так, чтобы его левый угол «смотрел» в центр груди. При этом голова ребёнка должна быть наклонена, чтобы расстояние между бумагой и глазами составляло не более 30 см.

Кроме того, не забывайте, что ребёнка можно занять играми, формально не связанными с письмом, однако способствующими правильному захвату и развитию моторики пальцев.

Такими играми могут быть вырезание ножницами снежинок и фигурок из бумаги; завязывание разнообразных узелков; обведение в книгах-разукрашках фигур по контурам с последующим их закрашиванием; нанизывание бусинок на нитку.

Все эти советы подойдут как к детям-правшам, так и к левшам. Если на протяжении достаточно долгого времени практиковаться с ребёнком, то в первый класс он придёт уже достаточно подготовленным для правильного письма, от которого у него не будут затекать руки или сводить кисти.