Кто такой маркетолог и чем он занимается

Миниатюра Кто такой маркетолог и чем он занимается

Основные обязанности маркетолога

Любой вид деятельности (будь то продажа товара или оказание услуг), связанный с удовлетворением потребностей населения, следует рассматривать с точки зрения рентабельности. Лет 10 назад этим занимались почти все: менеджеры, директора, бизнесмены, экономисты, продавцы, товароведы и т.д.

С течением времени появилась необходимость в отслеживании рынка сбыта. За исследование рынка и выставление грамотной стратегии продаж сегодня отвечает специалист-маркетолог.

Обратиться за помощью к маркетологу мешает не только коммерческий аспект (цена услуг), но и психологический барьер.

Зачастую с точки зрения руководителей малых предприятий привлечение «людей извне» к решению маркетинговых задач компании оправдано либо в кризисной ситуации, либо в случае возникновения необходимости подготовить формальный план маркетинга в рамках бизнес-плана для привлечения финансирования.

Эффективность работы маркетолога

Аналитические данные о положении на рынке способны скорректировать ситуацию, даже если прогноз неутешительный. К примеру, вы хотите выйти на рынок сотовой связи, имея порядка 20 тыс. долларов.

Любой специалист подчеркнет, что в условиях развития сетей это неперспективно. Но если желание занять свою нишу в таком направлении все же велико, консультанты помогут выбрать правильную концепцию бизнеса.

В нашем случае его особенность в том, что в Москве сегодня выживает либо франчайзинговая точка, либо небольшой салон связи, расположенный в районе с невысокой конкуренцией. Кроме того, перспективны регионы, где практически любой салон связи может стать рентабельным, потому что туда только что пришли крупные операторы.

Анализ рынка и его сегментов — важный этап работы маркетолога. Даже не в самом перспективном направлении при грамотном маркетинговом подходе реально найти пути для успешной конкуренции. И, наоборот, вполне удачный бизнес-план может иметь свои изъяны.

Немаловажный аспект работы маркетолога — изучение потребительского спроса и моделирование товара. Как в данном случае представители малого бизнеса могут сосуществовать рядом с крупными компаниями?

Специалисты отмечают, что в такой ситуации все решает зависимость малого предприятия от крупных фирм. Так, многие строят свою работу на основе франчайзинга. В таких ситуациях нет необходимости разрабатывать фирменный стиль — вы просто работаете по тем правилам, что предлагает более крупная компания.

Есть еще один путь — приобретение патента на выпуск продукта известного предприятия. Наконец, можно просто слепо копировать товары известных фирм, не тратя средства на разработку собственных. Но в таком случае ваша продукция, безусловно, будет уступать оригиналу по качеству.

Кроме того, выпуск подобных товаров — незаконный. Малое предприятие может выпускать и оригинальную продукцию, но только в тех рыночных областях, где масштабное производство неэффективно. Вероятно, совместно с маркетологами вы сумеете найти такую нишу.

Что касается формирования ценовой политики, то и здесь существуют свои правила. Каковы слагаемые стоимости товара? Как предложить на рынке адекватную цену? Всегда ли спасает демпинг?

Такой вопрос, как разработка рекламной стратегии, также способен поставить начинающего предпринимателя в тупик. Существует много способов заявить о себе, но какой подойдет именно вам?

Ведь и в рамках одного направления бизнеса есть свои нюансы. Так, реклама стоматологической клиники может быть совершенно разной. Одним достаточно сделать крупную вывеску и распространить листовки в ближайшем районе. Другие заказывают рекламные щиты и размещают данные о себе в средствах массовой информации.

Эффективность маркетинговых услуг в малом бизнесе

Ситуация на рынке сегодня такова, что говорить об эффективности использования маркетинговых методов в малом бизнесе могут скорее производители, нежели потребители услуг.

Консалтинговые фирмы не выпускают из вида малые предприятия, но отнюдь не потому, что видят широкое поле для поиска потенциальных клиентов. В настоящее время, когда наблюдается тенденция укрупнения компаний, выжить небольшой фирме довольно сложно, и именно такие организации нуждаются в поддержке.

Специалисты констатируют рост числа запросов в маркетинговые компании со стороны малых предприятий. По мнению исследователей, бизнесмены оценили эффективность использования методов маркетинга. Но для того чтобы оценка была полной и адекватной, необходима широкая разъяснительная работа.

Некоторые консалтинговые фирмы предлагают проводить индивидуальные семинары по маркетингу и бизнес-планированию, выпускают методическую литературу. Но, как отмечают специалисты, важно участие в этой работе государства в лице федеральных и региональных структур поддержки малого предпринимательства.