Что такое ментальная арифметика для детей?

фото Что такое ментальная арифметика для детей?

Понятие и изучение ментальной арифметики

Современные родители, стараясь вырастить из своих детей успешных людей, находятся в постоянном поиске новых методик обучения по всем направлениям. Не все методики связаны с новейшими технологиями, некоторые имеют древнюю историю, но доказывают свою жизнеспособность и в наш стремительно меняющийся век.

Одним из ярких примеров этого является ментальная арифметика. Этим термином обознается совокупность методов обучения математике с помощью применения рабочего инструмента – счёты.

Историческая справка

Для занятий ментальной арифметикой необходимы счёты, которые были непременным атрибутом каждого советского школьника. В данном случае они именуются абакус, разделены на 13 струн, на каждой размещается 5 косточек, абакус впервые появился в Китае около 5000 лет назад. Применять его для вычислений в торговле, геометрии, астрономии японцы стали примерно в XV веке.

Впоследствии этот предмет они назвали соробан, уже в XX веке зародилась современная методика работы с соробаном. Абакус считается предшественником нынешнего калькулятора.

Синонимом ментальной арифметики является слово «менар», первые упоминания о менар в современной форме относятся к началу 90-х годов XX века. Родоначальником внедрения новой методики был опять же азиатский континент, впоследствии ментальная арифметика прочно укоренилась в США, ряде европейских стран, Австралии, ближневосточных странах.

Среди республик бывшего СССР лидерами по развитию ментальной арифметики стали Казахстан и Киргизия. В Москве также активно появлялись места обучения детей ментальной арифметике.

Суть ментальной арифметики

Ментальная арифметика, прежде всего, направлена на детей с самого раннего возраста. Чаще всего советуют начинать изучение основ с четырёхлетнего возраста, когда ум маленького ребёнка восприимчив ко всему новому. Конечный возраст обучения не ограничен – заниматься ментальной арифметикой можно вплоть до окончания школы.

Ментальная арифметика не только способствует развитию счёта в уме, но и развивает творческие способности детей, настраивает оба полушария на плодотворную деятельность:

  • правое полушарие призвано решать логические задачи, оно развивается при работе правой рукой;
  • левое полушарие формирует воображение, развивает образное мышление, особенно это удаётся левшам.

Передвигая косточки на счётах обеими руками, дети не только познают премудрости математики, но и учатся усваивать большой объём информации.

Процесс обучения ментальной арифметике

Обычно познание ментальной арифметики разделено на два этапа:

  1. Благодаря выполнению разнообразных операций на абакусе ребята учатся быстро складывать, вычитать, умножать, делить и даже решать задачки с корнем. Так закладываются основы успешного устного счёта.
  2. Впоследствие появляется возможность производить математические операции в уме, что собственно и считается ментальной арифметикой. Ребёнок в уме рисует воображаемые счёты, делает вычисления. Происходит это постепенно – от простых заданий к более сложным.

Обучение может быть разбито на несколько уровней, каждый из которых характеризуется своей степенью сложности и занимает не менее двух месяцев. Конкретный план занятий должен разрабатываться исходя из способностей учеников.

Достоинства ментальной арифметики

  • концентрация внимания на одном предмете;
  • тренировка зрительной памяти;
  • формирование творческих навыков, развитие воображения;
  • развитие усидчивости, сосредоточенности на одном предмете;
  • улучшение успеваемости по школьным дисциплинам благодаря овладению навыками быстрого запоминания;
  • развитие мелкой моторики рук.

Как организовать занятия по ментальной арифметике

Многие родители мечтают видеть своих детей вундеркиндами, для этого они стремятся как можно раньше начать обучать их всевозможным наукам. При этом они не всегда учитывают желание ребёнка и его способности. Это положение абсолютно справедливо и в отношении ментальной арифметики. Родителям следует понять, к каким занятиям их ребёнок больше тяготеет, если он выраженный гуманитарий, то ментальная арифметика будет доставлять ему одни мучения. Вполне достаточно знаний в рамках школьной программы математики.

Если у ребёнка обнаружились незаурядные математические способности, то ментальная арифметика подойдёт ему. Предприимчивые родители могут организовать обучение на дому: понадобится абакус, приобрести который не всегда легко. Подойдёт и абакус, сделанный по шаблону из интернета.

Если ребёнок показывает хорошие результаты, то можно записывать его в кружки и секции по ментальной арифметике, количество которых постоянно растёт в российских городах. Занимаясь там, дети не только познают секреты математики, но научатся находиться в коллективе, а процесс обучения будет контролироваться опытным педагогом.

Похожие статьи